Легко ли научиться говорить аппетиту нет?

Врача – психотерапевта Бориса Городкова друзья в шутку называют специалистом разговорного жанра. Потому что в своей области медицины он во многих случаях берется лечить только словом, отвергая любые таблетки и микстуры. Человеческая душа, по его мнению, требует совсем иных «пилюль».

Автор нескольких оригинальных методик по излечению тяжелейших недугов имеет право на собственное мнение. Тем более, когда подкреплено оно двумя высшими образованиями. Само собой, медицинским, о чем говорит диплом Второго Московского мединститута. А до него будущий врач закончил факультет молекулярной и биологической физики знаменитого «Физтеха» - Московского физико-технического института. Так что о проблемах борьбы с лишним весом, на которую его подвигла работа в НИИ питания Российской Академии медицинских наук, может судить на молекулярном уровне.

- Борис Георгиевич, о сложности лечения ожирения говорит хотя бы такой факт. Из 18 тысяч наименований лекарств, зарегистрированных в нашей стране, лишь 10 предназначены для желающих похудеть. Да и те имеют такой список противопоказаний, что с ними лучше не связываться. И в то же время мы имеем кучу таблеток, микстур или инъекций «от головы», «сердца», «от желудка и печени». Почему?

- Да вы почти ответили на свой же вопрос. Когда болит голова, она тут же «сигнализирует» об этом своему «хозяину»: дескать, прими меры, дорогой! Ну-ка, откушай обезболивающее, померь давление или покажись врачу. А аппетит… Аппетит должен присутствовать у человека всегда, это нормальное состояние, так о чем же ему «голосить»?!

Истоки проблемы лишнего веса следует искать в нашем происхождении, в далеких кроманьонских или неандертальских временах, а то и раньше. При тогдашней неравномерности процессов питания, стратегия накопления запасов была оправдана. Смена времен года также накладывала определенные требования на питание и отношение к запасам. Чтобы дожить до весны надо делать запасы. Медведь все лето и осень питается – иначе не дожить до весны даже в спячке. Из этого становится понятно, почему организм любую ограничительную диету воспринимает как период бескормицы и при появлении пищи старается подготовиться к следующей бескормице! Значит, терпеть чувство голода для того, чтобы похудеть – бесполезно, и даже вредно, так как ведет к дальнейшему росту массы.

Поэтому чтобы отрегулировать вес, не надо насиловать организм, лишая его пищи и иных, связанных с едой удовольствий. Требуется просто переключить стратегию питания с накопления на поддержание низкого веса.

- И у вас это «переключатель» в кармане?

- Почти. Если вам кажется, что у вас лишний вес, надо объяснить своему организму, то есть самому себе: лишние килограммы не нужны.

Получится, как в анекдоте про «Песню врача – психиатра»: «Тихо сам с собою, тихо сам с собою, я веду беседу…»? Поверит ли организм?

Язык, на котором следует говорить с организмом, это и есть сущность предлагаемого метода.

Вопрос за малым – как же уговорить организм сделать то, что ты хочешь?

- На самом деле, технически это простая задача. Ведь общение со своим организмом заключается в управлении своими жизненными функциями. Нас учат говорить, читать или писать, но никогда – тому, как управлять собственным желудком. В результате существующая у нас полноценная система регулировки аппетита не используется большинством людей. Эта система может работать как часы, но до нее надо достучаться. Зато людей, которые разобрались с ней, проблема лишнего веса не волнует.

Подтверждением моих слов может служить саморегуляция в дикой природе. Если ты заяц, будь стройным и бегай быстрее, иначе тобой позавтракает волк. А если набрал лишний вес – останешься без потомства, хищники не оставят надежд на будущее толстым зайцам.

Но толстые люди и их толстые дети продолжают жить и давать потомство еще более толстых людей. Не верите? Вот последняя статистика: вес среднестатистического россиянина каждый год увеличивается на 1 килограмм. Это в 3 раза медленнее, чем у американцев, но в 2,5 раза быстрее, чем французов и англичан.

- Да бог с ними, иностранцами, нам-то что делать? С высоты «Физтеха» легко говорить - простая задача. А на самом деле?

- Подтверждаю, что техника проста для использования и не требует понимания того, как именно она устроена, посредством каких «ниточек и веревочек» она действует.

Кусочек этой техники используют психотерапевты – «кодировщики», когда записывают инструкции о питании в подсознание. Однако сам принцип «кодирования» приводит к тому, что пациент, нарушив запрет один раз, разрушает и всю выстроенную кодировщиком гипнотическую логику. А моя система многократна и рассчитана на большие перегрузки и длительное время.

- Я знаю, что вначале вы пропустили этот метод через себя.

- Да, так и было. Мой «взрослый» вес был стабилен и долгие годы держался около 85 кг. Несколько лет назад я попал в очень тяжелую автомобильную аварию. Долго лечился, похудел на 25 кг. И когда мне разрешили свободно питаться, взялся «наверстывать упущенное». Ну и наверстал, быстро достигнув 75 кг. Стал есть меньше, через полгода взвесился - 85! Перестал обедать, начал следить за частотой питания и т.д. – а во мне уже 94 кг. Хотя я считал, что ем мало.

- Тогда откуда взялись лишние килограммы?

Итак, при весе 94 кг я понял, что организм «пошел вразнос», и от меня уже ничего не зависит. То есть, потеряв в свое время 25 кг, организм сам, без моего участия, решил создать некий запасец на случай …другой аварии. Вот такая у него была стратегия.

И тогда я впервые понял, что регулировать мой вес должен сам организм, а я могу только контролировать этот процесс, задавать ему цель… странно звучит, но суть именно в этом. Это как при разделении властей в государстве на законодательную, исполнительную, и судебную. Раз у организма есть стратегия, то моя задача поменять эту стратегию на ту, которую я сам выбираю. И, в конце концов, я стал терять по килограмму в месяц без диеты, без подсчета калорий, без мук голода, только на основании моих «договоренностей с желудком».

- Звучит, однако, странновато – хотя сделаем скидку на то, что говорим с психиатром.

- Зря вы так – о странностях. Еще в начале прошлого века создатель теории психосинтеза Роберто Ассаджиоли обнаружил, что наша личность состоит из нескольких субличностей. С тех пор эта идея завоевала прочное место в психотерапии.

Короче говоря, я пошел по следам Асаджоли, когда обратился к одной из своих субличностей, отвечающей за пищеварение. Я объяснил: «Теперь ты, а не я, отвечаешь за все. Ты должна перестать много есть и обязана похудеть». После чего стал дважды в день – утром и вечером, взвешиваться, и сообщал свое недовольство – в случае надобности, своему «второму я».

Спустя год во мне стало на 10 кг меньше, чем было – однако вес продолжал снижаться. И тут я вспомнил девчонок, больных нервной анорексией (почти полный отказ от еды), когда они уже хотели бы начать есть, а не могли. Они настолько запрограммировали свой организм на похудение, что уже не могли его перепрограммировать. Словом, мне пришлось довольно долго убеждать собственный организм в достижении нужного результата и необходимости остановки. Убедил. Набрал как-то лишних 2 кг за полгода – снова «переговоры» и увещевания – и вновь норма. В итоге теперь я могу есть все, что хочу, не заботясь о последствиях. Контроль за весом ведет мой собственный желудок, я приучил его к этому.

- Более того, вы можете научить и нас?

- Половина из прошедших мои групповые сеансы людей уходит не только похудевшими, но и, главное, умеющими регулировать свой вес. Думаю, 50 процентов – это очень хорошая цифра. А вообще я убежден, что каждый человек имеет возможность регулировать свой вес, но не по стандартной групповой программе, а по индивидуальному плану.

- А все же, как насчет того, почему даже при ограничениях с едой наш организм может прибавлять в весе?

- И тут объяснение достаточно простое. При всей своей сакраментальности фраза о неисчерпаемых резервах организма находит очередное подтверждение. Факты говорят о том, что организм в состоянии усваивать больше или меньше питательных веществ из пищи. В каких-то обстоятельствах он может, например, перерабатывать 30, а в других 90 процентов полученной пищи, получая при этом гораздо больше энергии и «откладывая» часть материала в жировых запасах. В итоге ты можешь есть вдвое меньше, но остаться при прежнем весе.

Следует еще иметь в виду, что основное количество энергии, получаемое с едой, идет на поддержание постоянной температуры тела. Однако организм может регулировать ее по-разному. Например, при дефиците питания позволит нашим конечностям какое-то время быть на пару-тройку градусов холоднее – и сберечь нужные калории. А может наоборот, так повысить наш «градус» - скажем, при волнении, что с нас градом побежит пот и буквально повалит пар.

Словом, организм каждого из нас – та еще штучка! Но мы можем научиться говорить с ним для своей же пользы. И тогда смешные, действительно, слова про «тихо сам с собою» приобретают совсем другой смысл.

Интервью взял Рафаэль Марданов

Главная страница Стройность